воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Костры над Русью


Конечно, наивно было бы предполагать, что несравненное удовольствие сжигать на кострах вольнодумцев, ясновидцев, очевидцев, несогласных, случайных прохожих и прочих «болотных» - прерогатива исключительно Святой католической Инквизиции. На Руси в борьбе за веру тоже жгли костры, и куда чаще на них сжигали людей, нежели книги (а книги жгли на головах людей). Статистики, конечно, никто не вел, но разрозненных упоминаний сохранилось много.

Первый из достоверно зафиксированных в летописях случай произошел в 1227 году. Под Новгородом поймали четырех волхвов, приволокли на епископский двор и сожгли. Тогда же смоленское духовенство потребовало сожжения монаха Аврамия, обвинив последнего в ереси.


В 1284 году в «Кормчей книге» появился следующий мрачный закон: «Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь». Казнь на костре проходила красной нитью через своды законов вплоть до конца XVIII века.

Сожжения практиковались повсеместно. В 1411 году в Пскове было сожжено двенадцать колдуний по подозрению в том, что они наслали на город мор. В 1444 году можайский князь велел сжечь боярыню Марью Мамонову «за волшебство».

В 1490 году новгородский архиепископ Геннадий велел сжечь на головах нескольких осужденных еретиков берестяные шлемы. Двое наказанных таким образом просто сошли с ума и умерли. Геннадий же впоследствии причислен к лику святых.

В 1504 году состоялся церковный собор, приговоривший к сожжению «жидовствующих» еретиков, при этом летописец перечисляет лишь восемь имен и добавляет «и иных многих еретиков сожгоша». Одним из инициаторов сожжения был игумен Иосиф Волоцкий, тоже причисленный впоследствии к лику святых.

В 1569 году (при Иване Грозном) плотники Неупокой, Данила и Михаил были сожжены за употребление в пищу запрещённой церковными правилами телятины. А в 1575 году в Новгороде было сожжено 15 женщин, «а сказывают ведуньи». Правда, надо заметить, что, по данным некоторых источников, Иван Грозный отчего-то старался воздерживаться от сожжений, массово отправляя на костры только иудеев.

Английский посланник Флетчер, посетивший Москву в 1588 году стал свидетелем как минимум двух сожжений. В одном из случаев супружеская пара «за тайную вину» была сожжена в срубе.

Смена династии и воцарение Романовых никаких очевидных изменений не принесла. От 1647 года дошел до нас указ Алексея Михайловича «Тишайшего» шацкому воеводе Григорию Хитрово: «И ты б женке Агафьице и мужику Терешке, дав отца духовного, велел их причастить святых Божьих тайн, будет достоит, а причастя святых Божиих тайн, велел их вывесть на площадь и сказав им их вину и богомерзкое дело, велел их на площади в струбе, облокши соломою, сжечь».

В 1658 году с падением патриарха Никона церковь вступила в период безвластия, а в 16661667 годах состоялся церковный Собор, на котором староверов, а также всех не покоряющихся церкви предали анафеме и объявили достойными «телесной» казни. На это время, по мнению историков, пришелся пик церковных репрессий. А может, просто фиксировать стали лучше.

В 1666 году в вязниковских лесах был схвачен и после допроса сожжен старообрядческий проповедник Вавила. В том же году гетман московской части Украины Брюховецкий сжёг шесть ведьм. В 1670 году была сожжена сподвижница Разина, руководившая отрядом из 7 тысяч сабель, беглая монахиня Алёна. В 1671 году в Печенгском монастыре был сожжен видный старообрядец Иван Красулин, а в Москве - старообрядцы Авраамий и Исайя. В 1672 году в Астрахани воевода Одоевский сжёг К. Семенова, у которого была найдена тетрадка с заговорами. В 1675 году собирались сжечь знаменитую боярыню Морозову, но вступилось московское боярство – все-таки Морозова входила в один из 16 самых знатных российских родов. Впрочем, ее это не спасло – строптивую боярыню вместе с двумя подельницами в том же году уморили голодом. К слову сказать, к «преступникам веры» регулярно применялись и другие «гуманные», христианские, без пролития крови, способы казни – утопление, замуровывание, закапывание заживо. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Жгли, разумеется, и простых людей, хотя на этот счет свидетельств осталось меньше. "Женка Федосья", обвиненная в порче, попала на костер в 1674 году в городе Тотьме. Перед казнью она заявила, что никого не портила, поклепала на себя, не стерпев пыток. В 1676 году в селе Сокольском очередным царским указом было повелено сжечь пушкаря Панко Ломоносова и его женку Аноску, колдовавших с помощью кореньев.

В том же 1676 году старообрядец инок Филипп «сожжен огнем бысть» в Москве. В 1677 году поп-старообрядец был сожжен в Черкасске по приказанию атамана донского войска М. Самарина.

14 апреля 1682 года были сожжены знаменитый протопоп Аввакум и три его товарища по заключению: Феодор, Епифаний и Лазарь. Кстати, в сочинениях Аввакума сохранилось много сведений о сожжении старообрядцев. Иларион, стрелец, сожжен в Киеве. Полиект, священник, сожжен в Боровске («и с ним 14 человек сожгли»). Иван Юродивый сожжен в Холмогорах. «В Казани никонияне тридцать человек сожгли, в Сибири столько же, во Владимире – шестерых, в Боровске – четырнадцать человек».

В 1682 году в Москве была сожжена Марфушка Яковлева, уличенная в наведении порчи на царя Федора Алексеевича. В 1683 году в Клину был сожжен старообрядец Варлаам. В 1684 году (уже при Софье) был сожжен известный старообрядческий проповедник Андроник, проповедовавший, к слову, самосожжения (это – вообще отдельная тема).

По свидетельствам иностранцев, пасху 1685 года благочестивый патриарх Иоаким отпраздновал сожжением в срубах около девяноста раскольников. Общее число пострадавших в допетровскую эпоху староверов неизвестно, но Татищев по свежим следам полагал, что их было несколько тысяч.

Конечно, жгли не только староверов. В 1689 году, уже после свержения Софьи, были сожжены проповедник-квакер Квирин Кульман и его единомышленник Нордерман. В январе 1690 года в срубе были сожжены «два колдуна», но со смертью в марте того же года патриарха Иоакима казни через сожжение на некоторое время прекратились.

В царствование Петра I случаев сожжения было не так много, но все-таки они были. Так, в 1714 году в Москве на Красной площади в срубе сожжён еретик Фёдор Иванов, изрубивший икону. А в 1721 году был сожжён дьячок-богохульник Василий Ефимов, устроивший поддельное чудо, чем «вместо славы нанёс хулу имени Божью». Были и сожжения колдунов: в 1702 году – монаха Саввино-Сторожевского монастыря Дионисия за колдовство и богоотступничество, в 1720 году – Минку Буслаева «со товарищи» за порчу.

Следующая вспышка религиозного террора пришлась на правление Анны Иоанновны.

1730 год – приговорены к сожжению за богохульство 19летний солдат Филипп Сизимин и дворовый Иван Столяр.

1732-34 годы – по доносу некоего разбойника Караулова в Москве были арестованы больше сотни христоверов – «хлыстов». Четыре человека – в том числе почитаемая христоверами как богородица, монахиня Анастасия (Агафья) Карпова – были казнены, 116 обвиняемых биты кнутом и сосланы.

В 1732 году жена симбирского посадского знахаря Якова Ярова донесла на своего мужа, что видела, как он «по книгам своим еретическим чинил еретичество и молился на запад левою рукою ниц». Ярова сожгли в 1736 году.

1738 год  – две женщины были сожжены в срубе за то, что во время литургии выплюнули святые тайны.

1738 год – протопоп Иван Федосьев был казнен за то, что в пьяном виде заявил: «Что мне Богородица, я с ней трижды сквернодеяние учиню (и выговорил прямо народным речением)».

1738-40 гг. – дела о переходе в иную веру стоили жизни четверым преступникам, трое из которых были сожжены: флота капитан-лейтенант Возницын «вместе с совратителем своим жидом Борохом Лейбовым» — за переход в иудаизм, а татарин Тойгильда Жуляков — за возврат в ислам.

В 1743 году сенат приговорил к сожжению вероотступника Несмеянко-Кривого. Последний не только отрекся от православной веры и снял с себя крест, но и расколол икону. А в 1744 году императрица Елизавета распорядилась представлять ей на подпись все смертные приговоры и ни одного из них не утвердила.

Последнее известное сожжение произошло в 70-е годы XVIII века на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев и, к сожалению, «сей достойный варварских времен поступок, совершенный в царствование премудрой и человеколюбивой императрицы (Екатерины II), сошел Шмалеву с рук даром».

Правда, уже в 1792 году были приговорены к сожжению несколько духоборов, но помилованы «ссылкою в Сибирь».

Да, значительную часть огненных приговоров «еретикам» выносили светские власти, но всякий раз по инициативе с полного одобрения Русской Православной церкви. При этом известны десятки случаев, когда русские монархи вопреки воле иерархов РПЦ вступались за уже осужденных, заменяя казнь на костре чем-нибудь менее жестоким. А вы говорите – инквизиция…

Комментариев нет:

Отправить комментарий