суббота, 11 мая 2013 г.

Сама себя коррупция не уничтожит

Коррупция в России появилась не сегодня и не вчера. Еще историк и государственный деятель Карамзин, описывая происходящее в стране, с прискорбием констатировал: воруют. Однако, именно сегодня вопрос борьбы с коррупцией стоит на повестке дня в числе ключевых. И поставлен он впервые в российской истории самим обществом. 

Мотивация сегодняшней борьбы с коррупцией не столько экономическая (хотя, и это, безусловно, тоже), сколько социальная, ибо все большее число россиян начинает осознавать колоссальную общественную опасность этого явления. Те, кто занял гражданскую позицию, категорически не желают мириться с происходящим. Их оружие – гласность, достигаемая посредством Интернета. Это с одной стороны. С другой стороны необходимость борьбы с коррупцией декларируется самой системой.

На государственном уровне делаются попытки усовершенствовать законодательную базу. Власть впервые решилась вынести сор из избы, и устраивает над высокопоставленными коррупционерами публичные процессы. Однако если методика антикоррупционной борьбы гражданского общества вопросов не вызывает, государственная политика в этой сфере весьма спорна, ибо в основе своей опирается на веру в то, что коррупция может победить сама себя. Однако, надежды это очень мало.

Несмотря на наличие в каждом силовом ведомстве службы собственной безопасности, коррупция цветет пышным цветом. Особенно - в отдаленных от столицы регионах. Однако если разобраться, ничего удивительного в этом нет, поскольку сотрудники отделов собственной безопасности (в просторечии «осбэшники») - часть того или иного правоохранительного ведомства, и состоят в подчинении у его руководства. Да и рядовые сотрудники, "застуканные" за взяткой, находят с ними общей язык с помощью той же взятки. Таким образом, внутриведомственная борьба с коррупцией приобретает чисто «палочный» характер: кого-то, безусловно, посадят, но только для того, чтобы соблюсти показатели. Дальнейшие результаты - на собственное усмотрение. Как в анекдоте: дали пистолет – и крутись, как хочешь.

Года три назад, еще до реформы МВД, я наткнулся в Интернете на интервью (разумеется, анонимное) с сотрудником ГИБДД. Инспектор в числе прочих трудовых «повинностей» рассказывал и о взаимоотношениях с сотрудниками собственной безопасности. Для откупа попавшихся на взятке гаишников, по его словам, существует даже специальные «фонды», куда скидываются все сотрудники ведомства. Согласитесь, при такой системе рассчитывать на то, что коррупция сама себя изживет, по меньшей мере, наивно.

Реформа МВД принципиально ничего не изменила. Зарплаты увеличились в разы, а мздоимцы не исчезли. Практика показала, что социальная обеспеченность стимулом для честной работы, увы, не является. Впрочем, это неудивительно. С какой стати новоявленные полицейские перестанут «крышевать» бизнесменов? Ведь этот источник приносит доход, в разы превышающий официальную зарплату. А бояться им нечего. Пока антикоррупционная борьба носит замкнутый характер, система воспроизводит себе подобных.

При таком раскладе переломить ситуацию может только внешний противовес в виде отдельного антикоррупционного ведомства. Возможно, подчиненного напрямую главе государства. Другого пути урезонить коррупционеров и вселить в них страх нет. Если такая структура себя положительно зарекомендует - люди поймут, что противостоять коррупции возможно. Каждый будет знать, что его обращение не останется без ответа и объективного расследования. Тем более, что успешный опыт функционирования подобных антикоррупционных структур уже есть в других странах. Это отдельные ведомства с самым широким кругом полномочий, не подчиненные никому, кроме президента. Создание чего-то подобного в России при активном содействии гражданского общества могло бы дать желаемый результат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий