пятница, 26 апреля 2013 г.

Что же такое «тоталитарная секта»?


Казалось бы – не вопрос. Любой обыватель с легкостью опишет мрачное сборище загадочных личностей в масках или черных (а, может, и белых) балахонах в темном подвале, приносящих в жертву невинных младенцев (вариант – несчастных кошек) или, на крайний случай, предающихся безудержным групповым сексуальным оргиям. Благо, голливудских фильмов все насмотрелись, а там через раз непременно происходит что-нибудь подобное. Тоже так подумали? Да нет – оказывается, не все так просто.

На самом деле понятия «тоталитарная секта» в России просто не существует. Определений масса – от самых безобидных до аналогичных приведенному выше, а вот юридически закрепленного понятия нет. Почему? Ниже разберемся. Обыватель же уверен в одном: тоталитарная секта – это ужас ужасный, и больше ему – обывателю – знать о тоталитарных сектах вроде и не нужно. Чем многие беззастенчиво и пользуются: стоит обозвать какой-нибудь клуб любителей вязания на спицах тоталитарной сектой – и все, доказывай потом, не доказывай, а осадок останется.


Вообще, изначально, у древних римлян слово «секта» (производное от латинского sequor — «следовать за кем-то») не несло никакой негативной коннотации, служа всего лишь термином для описания отдельных, обособленных политических, философских или религиозных групп. Негатив появился лишь потом, когда Христианская церковь стала употреблять это слово в значении «ересь». Вот и основная сегодня на Руси религия в устах римских пап называлась в свое время не иначе как «византийская ересь» или «греческая секта». Русская Православная Церковь в долгу не осталась, рассуждая уже о «латинской секте (ереси)». Потом на Руси сектами друг дружку обзывали и те, кто крестился двумя перстами, и те, кто это делал тремя (помните, у Свифта, война тех, кто бил яйца с тупого конца, с теми, кто разбивал их с острого). Потом, при Советской власти, и вовсе не видели никаких различий между РПЦ и теми, кого РПЦ называла сектами, считая и тех, и других врагами трудового народа. Маяковский, помнится, в своем «Разговоре с товарищем Лениным» сектантов походя поставил между подхалимами и пьяницами, пообещав впоследствии «скрутить», хоть это и нелегко.

В общем, сложилось в России устойчивое мнение, что секта – это плохо, и сложилось. Не у нас одних. У немцев или французов «секта» – тоже ругательное слово. А вот у англичан – нет, поэтому они, дабы придать негативный оттенок, к слову «секта» что-нибудь добавляли. Например, «реакционная секта» (так, кстати, товарищи Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» обзывали своих оппонентов). И устойчивое выражение «тоталитарная секта» (totalitarian sect) также впервые возникло в английском языке в 30-х годах прошлого века, правда использовалось оно тогда преимущественно для описания коммунистических и фашистских режимов в СССР и, соответственно, в Германии с Италией.

В современную же российскую реальность понятие «тоталитарная секта» было введено известным «сектоведом», историком церкви и богословом А. Л. Дворкиным. Совершенно случайно, как он сам потом признавался, видимо просто хотелось усилить негативный эффект к сектам вообще, а глядь – словосочетание прижилось и стало устойчивым. Некоторые даже пытаются выделить специфические признаки тоталитарных сект. Это им, конечно, удается, но вот тут-то и начинаются проблемы.

Как правило, выделяют несколько основных признаков тоталитарной секты: наличие лидера, приказы которого не подвергаются критике, наличие идеологии (учения), авторитарные методы управления, подавление личности – как физическое, так и психологическое, а также опасность для жизни и здоровья граждан. Легко убедиться, что под эти признаки может попасть практически любое объединение людей – от каждой второй семьи до всеми любимого российского государства. Не говоря уже про такие атрибуты нашей власти как армия, полиция, тюрьма, церковь или партия «Единая Россия». Разве нет?

Возьмем армию. Лидер присутствует? Безусловно - только называется он командиром. Обсуждать его приказы нельзя, а не выполнить их – вообще подсудное дело. Идеология присутствует? Без комментариев. О методах управления промолчим, как и о подавлении личности. Насчет опасности здоровью и жизни даже в мирное время лучше меня расскажут новости… Ну чем не тоталитарная секта? Однако ж, попробуй, назови так армию – попадешь в категорию нерукопожатных. И, кстати, вполне заслуженно.

Некоторые определения, правда, уточняют, что тоталитарная секта может существовать в форме религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации, и никак иначе. То есть «Газпром», например, формально под это определение попасть может, а «вертикаль власти» - уже нет, та же «Единая Россия» - вроде бы еще никак не секта, а вот тот же «Народный фронт» – вполне подходит по всем признакам. Улавливаете сложность?

Проблема в том, что любая юридически точная формулировка тоталитарной секты автоматически будет приложена – и совпадет – с нашей российской властью. А этого, как вы понимаете, власть допустить не может. Потому что не хочет считаться сектой, тем более тоталитарной. А то получается, что все мы живем  в тоталитарной секте. Разве что без групповых сексуальных оргий. Всех имеют, что называется, поодиночке. Хотя и разом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий